Гиперактивный ребёнок: диагноз или выдумки мам?

«Ерунда, обычный ребёнок!» — уверенно заявляют представители старшего поколения. «Все дети активные!» — фыркают другие мамы. А тем временем жизнь с гиперактивным ребёнком превращается в сущий ад. О реальном диагнозе СДВГ и ненадуманных проблемах нам рассказали мамы таких детей, а Има Захарова, педагог-психолог, дефектолог, эксперт Центра лечебной педагогики, объяснила, как можно их преодолеть.

Я показываю картинки он бегает кругами. Извините, но мне кажется, у вас СДВГ

Ольга, 29 лет, мама пятитилетнего Егора, г. Красногорск

С самого рождения моего сына я видела, что он очень активный. Он начал рано развиваться: в полгода встал на ножки, в 8 месяцев пошёл. С девяти месяцев мой живчик уже вовсю бегал по квартире и не раз подвергался опасности, дотягиваясь до острых и режущих предметов, залезая на столы и подоконники. На улице, когда другие дети спокойно сидели в песочнице, Егорка наматывал круги по площадке и вокруг дома.

С полутора лет появились истерики и агрессия: ребёнка невозможно было увести с площадки без слёз. Всякий раз он устраивал трагедию с валянием на полу и громким ором. Если же кто-то его задевал, брал игрушки или ломал то, что он построил, Егор становился неуправляемым и лез драться до исступления, пока не разнимут.

Я видела, что-то не так, но все вокруг мне уверенно заявляли, что он такой же, как и все, что это обычный ребёнок.

В садик пошли ближе к трём годам, после пары месяцев меня вызвала на разговор психолог. Она и подтвердила мои мысли, заявив: С мальчиком не всё в порядке, поведение неадекватно, вам надо обратиться к неврологу.

Впрочем, к неврологу я и так собиралась, потому что у Егора к тому же была сильная задержка в развитии речи. Слов десять, не больше, и посещение детского сада ситуацию не исправляло.

Я пришла на прием, описала все наши проблемы, но врач сказала, что всё в порядке, нужно немного скорректировать поведение и назначила ноотроп (лекарственное средство, предназначенное для оказания специфического воздействия на высшие психические функции прим. Ред). Впрочем, на всякий случай посоветовала сходить к психиатру.

Психиатр сказала, что по ее части она проблем не заметила, и отправила обратно к неврологу. Мы пропили нооотроп, но особого эффекта не было. Тогда невролог отправила нас к логопеду.

Логопед попробовала позаниматься с Егором, но после развела руками. Его невозможно организовать. Вместо занятий он носится. Я рассказываю о цветах он таскает стулья. Я показываю картинки он бегает кругами. Извините, но мне кажется, у вас СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности Прим. Ред.), сказала она.

Так я впервые задумалась об этом диагнозе. Я принялась читать о нём, и половину описанных признаков сразу же нашла у нас: он не боится незнакомых людей, он лезет всюду, у него нет страха, он сосет палец и грызет ногти. Невролог мои опасения подтвердила: да, возможно, СДВГ. Но это не лечится. Надо корректировать занятиями.

Уже год мы живем с этим диагнозом. Речь поправили благодаря терпению логопеда и его индивидуальным занятиям. Занимается с дефектологом, в саду с психологом. Отдала на секцию волейбола хоть там он может выплеснуть свою энергию. Пока справляемся без лекарств. Но тяжело не то слово. Что дальше какая школа, какие занятия? Пока боюсь даже думать.

Это очень сложно растить такого ребёнка. Скажу честно, это даже невыносимо

Юлия, 38 лет, приёмная мама десятилетнего Саши, Москва

Саша не мой ребёнок. Мы взяли его полугодовалым из Дома малютки. С первых дней я увидела, что ребенок беспокойный: толком ни сна, ни спокойного бодрствования. Но я была к этому готова, я понимала, что ребёнок из детдома это всегда сложно. Диагноз СДВГ ему поставили в пятилетнем возрасте, раньше такой диагноз не ставится.

Интеллект как у всех, а вот с поведением проблемы: гиперактивность, раздражительность, невнимательность, рассредоточенность. Врачи периодически прописывают курсы лекарств: в основном, это ноотропы. Психиатры ставят расстройство личности и поведения, дисфункцию головного мозга.

В детский сад Саша не ходил, а вот в школу пошёл с семи лет, в обычную. Учится плохо, два раза оставался на второй год, затем его перевели в коррекционный класс. Сейчас перешёл с горем пополам в третий класс.

Я не работаю, так как ребенка нужно постоянно контролировать, ведь поведение у него ужасное.

Например, он может специально толкнуть маленького ребёнка на улице, подставить подножку, а потом смеяться так зловеще, что все вокруг будут оборачиваться.

Он постоянно носится и делает что-то отвратительное. Грубит, хамит. Если я беру его за руку, выворачивается. Если я что-то объясняю ему, то он смотрит на меня стеклянным взглядом, как бы сквозь меня, и я понимаю, что он в отключке. С первого раза он никогда ничего не делает, мне надо говорить ему по сто раз, превращаясь в попугая. Если же я начинаю на него давить, он устраивает истерики.

Врачи постоянно подбирают лекарства. И от всего разная побочка: то он становится заторможенным, то у него галлюцинации, то странные мысли, то истерический смех. Это очень сложно растить такого ребёнка. И скажу честно, это даже невыносимо. Иногда я очень жалею, что взяла его из Дома малютки.

С каждым месяцем становится всё сложнее. Иногда срываюсь, кричу…

Мария, 32 года, сыну Матвею 4,5 года, г. Владимир

О том, что у ребёнка СДВГ, я поняла полгода назад. Он ломает все игрушки, постоянно носится, кричит и заявляет о себе. Когда он оказывается в толпе, то начинает истерить и привлекать к себе внимание. А когда мы поехали на море, то от новых впечатлений он истерил буквально везде. У Матвейки есть и навязчивые движения: даже если он сидит вроде как смирно, его ноги и руки ходят ходуном, а в детском саду на праздниках он устраивает такие шоу, что я сижу и краснею.

Я пыталась с ним разговаривать, объяснять, укорять. Вроде бы такие разговоры полезны. Он слушает, кивает, а потом снова всё делает по-своему.

Я обращалась к неврологу: та сделала какие-то тесты, пообщалась с ним и подтвердила диагноз СДВГ. Сказала, что это пока только в слабой форме и с возрастом всё может усилиться.

Нам пока прописали просто витамины и посоветовали походить к психологу. Помимо этого Матвей посещает логопеда и танцы. Но с каждым месяцем становится всё сложнее: от воспитателей в саду постоянно сыплются жалобы, дома за плохое поведение стараюсь наказывать запретами: он уже лишен и телефона, и планшета, и мультфильмов, но ничего не помогает. Иногда срываюсь, кричу.

А ещё очень стыдно за его поведение. Я пока только начала ходить по врачам. В планах отвести ребёнка к психиатру и найти врача, который пропишет не витаминки, а нормальное лечение.

СДВГ не лечится, но с ним можно жить

Захарова Има Юрьевна, педагог-психолог, дефектолог, эксперт Центра лечебной педагогики, г. Москва:

Очень часто СДВГ диагностируется ошибочно, и часто медиками прописываются психостимуляторы и антидепрессанты детям, которым это не нужно. Такое лечение отрицательно воздействует на физическое и психическое благополучие ребёнка.

Поэтому важно в первую очередь найти специалиста, который умеет отличать СДВГ от других проблем.

Как отличить именно синдром дефицита внимания и гиперактивности? Для этого диагноза характерны очень противоречивые формы поведения: псевдоотсутствие, когда ребенок находится с вами и в то же время он мысленно не здесь, он выключен, импульсивные смены направления активности, отвлекаемость, неуправляемость. Это и описывают родители в наших историях.

Такое же поведение демонстрируют дети с дезорганизованной привязанностью, с трудностями сенсорной интеграции, например, с вестибулярной недостаточностью или с трудностями восприятия кинестетической информации от собственного тела (мышечно-суставное чувство).

При выборе стратегии важно понимать, что лежит в основе трудностей поведения ребёнка. Дети с СДВГ, которые в своём исследовательском поведении могут так же выглядеть загнанными и импульсивными, отличаются от детей с нарушением привязанности тем, что, как правило, не склонны к частым несчастным случаям. Дети с нарушением привязанности, несмотря на болезненный опыт несчастных случаев, продолжают своё рискованное поведение, как будто так ничему и не научились.

Такое поведение часто бывает у детдомовских детей и у детей, за которыми присматривают посторонние, если значимые взрослые часто меняются, а также у детей, которым не оказывают должного внимания.

В этих случаях показана психотерапия и работа с травмой.

Например, при пониженной чувствительности вестибулярной системы дети отличаются гиперактивностью, они постоянно говорят, всем действуют на нервы. Речь это их инструмент компенсации. В таком случае лучше проконсультироваться со специалистом по сенсорной интеграции. Так же и в случае с пониженной мышечно-суставной чувствительностью, которая отвечает за восприятие собственной позы и движения.

Гиперактивный ребёнок обманывает свою неспособность остановиться и задержаться на промежуточной ступени, постоянно используя скорость и центробежную силу, пишет Улла Киплинг в своей книге Сенсорная интеграция в диалоге. Он может затормозить своё движение, только врезавшись во что-нибудь или в кого-нибудь. Бьется посуда, ломаются вещи. С такими проблемами в поведении тоже хорошо обратиться к специалисту по сенсорной интеграции.

Следующее что делать, если диагноз СДВГ поставлен и в нем нет никакого сомнения? Эффективен комплексный подход, который сочетает в себе: психотерапию/игротерапию, нейропсихологический подход, педагогический возможно, разные поведенческие методики. Медикаментозная терапия назначается только по индивидуальным показаниям, когда нарушения когнитивные и поведенческие не могут быть преодолены немедикаментозными методами.

Что необходимо: рассказать родителям об особенностях импульсивного ребёнка, о важности устойчивых границ, которые определяет, конечно же, взрослый, о необходимости игры, ведь только в игровой форме можно добиться управления вниманием ребёнка, после чего уже будут возможны занятия с дефектологом.

Родителям, у которых ребёнку поставили диагноз СДВГ, я бы порекомендовала книгу Росс В.Грин Взрывной ребёнок она учит тому, как надо общаться с импульсивным ребёнком и преодолевать конфликты.

И не стоит паниковать: диагноз СДВГ не приговор. Если правильно его диагностировать, правильно составить психолого-педагогическую программу коррекции и поддержки родителей, то все можно преодолеть!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: