Эскапизм, или другими словами, уход от реальности путем погружения в чтение, творчество, хобби, религию или с помощью других способов, которые позволяют избежать неприятностей, скуки и нерешенных проблем. Термин произошел от английского слова escape — сбежать, вырваться, спастись, избежать, избавиться. С точки зрения психологии эскапизм расценивается, как поиск убежища.
У каждого человека в жизни бывают моменты, когда его поглощает какое-то занятие, книга, сериал, да что угодно. Это и становится тем самым “убежищем”, осознанным или неосознанным уходом от реальности. И дети в этом плане – не исключения, а скорее наоборот, в век цифровых технологий, интернета и нескончаемого потока информации, эскапизм процветает среди детей и подростков.
Для подрастающего поколения убежищем становятся просторы интернета, которые способны заменить живое общение и удовлетворить любые интересы и потребности.
Почему это происходит?
Дети-подростки, особенно это касается возраста 10-15 лет, еще не обладают достаточной мотивацией, уверенностью в себе и терпением, чтобы бороться за свои истинные желания и потребности. Они не способны в достаточной мере противостоять окружающим еще и в силу того, что сами до конца не могут разобраться в себе.
В конце концов, неудачные попытки борьбы “за свою правду” надоедают и новые не предпринимаются. Результатом такого стечения обстоятельств становится неудовлетворенность жизнью, и как следствие попытка уйти от проблем любым доступным способом.
Проблемы остаются, а дети уходят. И как правило бегство от реальности в наши дни происходит в интернет, огромный ресурс, где можно с минимальными затратами найти подходящее для себя увлечение: игры, музыку, соцсети, кино и многое-многое другое. Это способствует отдыху, приносит массу удовольствия и расслабляет – создает, своего рода, зону комфорта, которую не хочется покидать.
Как правило в интернет сбегают дети, которые не находят должной поддержки и внимания у родных и друзей. Недостаток внимания и нехватка общения вынуждают искать единомышленников за пределами реальности, в которой обитает ребенок.
Однако, избыток внимания, также может стать причиной побега и поиска убежища, личного пространства. Если родители продолжают контролировать подростка и следить за каждым его шагом, интернет становится тем самым местом, где можно побыть одному и делать то, что ты хочешь, а не то, что хотят от тебя другие.
Кроме того, исследования показали, что склонность к эскапизму тесно связана с характером индивида, так например экстраверты менее подвержены к побегам от реальности в виртуальный мир, чем интроверты, которые с легкостью находят там пристанище.
Жизнь в виртуальности
Жизнь в интернете – это жизнь без лишних сложностей и проблем, без вызовов и нежелательных контактов. А самое главное в ней практически нет противоречий. Там все просто и понятно. Несмотря на то, что интернет — это колоссальный источник информации, это же и то место, где можно от нее абстрагироваться, просто выбрав интересующий тебя сегмент: игру, сообщество, соцсеть. Информация за пределами тематики погружения к ребенку практически не проникает.
Самая большая опасность интернета заключается в “зависимости”. Поиск спасения на просторах мировой сети делает детей зависимыми от виртуального пространства, вопрос лишь в степени этой зависимости.
Считается, что наибольшую зависимость взывают онлайн-игры, они привязывают к себе детей быстрее, чем другие “убежища” и этому есть логичное объяснение. Психика подростков недостаточно устойчива и легко подвержена влиянию. Игры разрабатываются психологами и нацелены на получение пользователями удовольствия и положительных эмоций.
В общем, игры дают то, что так необходимо личности для получения удовлетворения. Помимо желанных бонусов и наград, игры обеспечивают общение с другими людьми, единомышленниками, и позволяют создать идеального себя.
Новое идеальное “Я”
Не важно, будь то игра, социальная сеть или сообщество, в интернете есть возможность “создать” себя заново, скрыть что-то нежелательное и выставить напоказ то, что может принести “признание” в интересующих тебя кругах. Казалось бы, за каждым аккаунтом стоит живой человек со своим именем и фамилией, но нередко это единственное, что объединяет реального человека и его виртуальную жизнь, а зачастую и эти простейшие и очевидные вещи далеки от реальности.
В играх, помимо возможности создания идеального психологического образа, можно создать еще и образ физический. Этим ситуация усугубляется.
Ребенок начинает воспринимать себя, как персонажа игры. Со временем реальность стирается и отражение в зеркале уже не кажется ребенку родным. Он становится тем персонажем, за которого играет, а игра становится второй, если не первой, главной реальностью. Это и есть эскапизм в чистом виде.
Чувство собственной важности
Казалось бы, ответственность и интернет – понятия несовместимые. Не ужился в одном месте, перешел в другое. Но нет, бывает наоборот. Несмотря на виртуальность пространства, люди в сети сидят реальные. А онлайн-игры – пространства, где необходимо постоянно находиться в команде. Они заменяют ребенку такие недостающие компоненты, как общение, доверие, ответственность и значимость.
Играя в команде, ребенку ничего не остается, кроме как довериться товарищам. При этом он также понимает, что это доверие обоюдное, он и команда связаны.
Отсюда возникает ответственность и необходимость быть на уровне, не отставать и не подводить коллектив. Этот же аспект вселяет в подростка чувство собственной важности и необходимости в виртуальном мире, что еще больше затягивает и уводит его от реальности. Естественно, это пагубно сказывается на учебе, живом общении и отношениях в семье.
Признаки побега от реальности в виртуальные миры
- Нахождение за компьютером приносит ребенку больше счастья и радости, чем любые другие занятия.
- Невозможность заставить ребенка оторваться от экрана, а сам он попыток к этому не предпринимает.
- Опустошенный вид ребенка после выключения компьютера.
- Время, проводимое ребенком за компьютером, увеличивается, а успеваемость падает.
- Компьютер – центр вселенной ребенка. Все остальные элементы и составляющие его жизни отошли на задний план.
Чем чревато такое поведение?
Иногда, даже взрослым людям тяжело справляться с навалившимися трудностями, и они на время вынуждены менять обстановку, погружаться в чтение книг или искать новые хобби. Так чего же ждать от детей и подростков, мир которых полон опасностей и неизвестностей на каждом шагу?
Эскапизм не значит плохо, иногда он дает возможность перевести дух и набраться сил для движения вперед. Детям, так же как и взрослым, необходим перерыв, и в побеге в интернет нет ничего страшного, но ровно до тех пор, пока это поддается контролю.
Неконтролируемый побег в «убежище», который проявляется в 5 пунктах, обозначенных выше, – повод бить тревогу. Появление вышеперечисленные признаков эскапизма, ни к чему хорошему в дальнейшем не приведет. Результат такого неконтролируемого побега будет плачевным.
Бегство в виртуальный мир приведет к потерям всех реальных связей и контактов и непременному разрыву межличностных отношений в семье и с друзьями. Кроме того, со временем ребенок утратит способность к творчеству и разучится созидать, что сделает его пассивным потребителем удовольствий.
Также, несмотря на физическое взросление, подросток так и останется подростком на эмоциональном и психологическом уровнях. Это негативно скажется на становлении его личности.
Не научившись решать простые задачи в детстве, не обладая способностью преодолевать сложности и преграды на своем пути и сражаться за “свою правду”, человек вырастет инфантильным и совершенно не готовым к жизни.
Это суровая правда, но это не значит, что с этим ничего нельзя сделать.
Как избежать эскапизма?
Как уже было сказано, полностью избежать эскапизма невозможно, и иногда всем требуется перерыв. Важно предотвратить неконтролируемый побег от действительности и замену реального мира виртуальным. Если ребенок проявляет признаки потери связи с настоящим миром, а виртуальные герои и проблемы волнуют его больше, чем собственные, стоит отнестись к этому серьезно.
Избежать появления эскапизма и ухода ребенка в интернет с головой помогут четыре простых, но важных совета:
- Ограничить время нахождения за компьютером.
Ограничить, не значит установить жесткие рамки. Рамки должны быть, но плавающие. Если учеба требует компьютера, время ребенка на отдых за просмотром фильма и общением с друзьями через соцсети никуда не меняется. Приход друзей тоже может стать послаблением временных рамок сидения за компьютером. Однако, важно понимание ребенка: компьютер и отдых не должны влиять на учебу, мешать выполнению домашних работ и сну. - Ребенок не должен оставаться наедине с компьютером физически.
Компьютер лучше всего ставить в зале, чтобы ребенок не оставался с ним наедине. Такой шаг позволит не только приглядывать за ребенком, но и быть непосредственным участником его жизни. - Ребенок не должен оставаться наедине с компьютером психологически.
Запретом использования гаджетов в этом случае делу не поможешь. Уход от реальности на просторы интернета – протест против окружающего, и запрет увеличит зависимость. Как известно запретный плод сладок. Задача взрослого, понять, что привлекает ребенка в интернете, чем он увлекается и чего ему не хватает. Увлечения ребенка – связующее звено между ним и родителями. Обсуждайте, но не осуждайте, это вызовет доверия и поможет избежать эскапизма, а также откроет глаза на потребности подрастающего индивида. Так например, если ребенок играет в шутеры, значит он черпает оттуда адреналин, предложите ему заняться спортом. А если зависает в социальных сетях, вероятно, ребенку не достает общения, тогда попытайтесь создать группу единомышленников из детей друзей или соседей, но не в коем случае не навязывайте дружбу. - Альтернативное времяпрепровождение за компьютером.
Необязательно требовать от ребенка бросить компьютер, предложите альтернативные занятия без отрыва от любимого экрана. Например, найдите курсы компьютерной графики или программирования. Такие курсы, конечно, сблизят подростка с компьютером, но при этом откроют новые горизонты и принесут пользу. Ребенок научится создавать то, чем увлекается и восхищается.
И помните, интернет и компьютер – это не всегда плохо, главное, чтобы в меру.