Эскапизм

Эскапизм, или другими словами, уход от реальности путем погружения в чтение, творчество, хобби, религию или с помощью других способов, которые позволяют избежать неприятностей, скуки и нерешенных проблем. Термин произошел от английского слова escape — сбежать, вырваться, спастись, избежать, избавиться. С точки зрения психологии эскапизм расценивается, как поиск убежища.

У каждого человека в жизни бывают моменты, когда его поглощает какое-то занятие, книга, сериал, да что угодно. Это и становится тем самым “убежищем”, осознанным или неосознанным уходом от реальности. И дети в этом плане – не исключения, а скорее наоборот, в век цифровых технологий, интернета и нескончаемого потока информации, эскапизм процветает среди детей и подростков.

Для подрастающего поколения убежищем становятся просторы интернета, которые способны заменить живое общение и удовлетворить любые интересы и потребности.

Почему это происходит?

Дети-подростки, особенно это касается возраста 10-15 лет, еще не обладают достаточной мотивацией, уверенностью в себе и терпением, чтобы бороться за свои истинные желания и потребности. Они не способны в достаточной мере противостоять окружающим еще и в силу того, что сами до конца не могут разобраться в себе.

В конце концов, неудачные попытки борьбы “за свою правду” надоедают и новые не предпринимаются. Результатом такого стечения обстоятельств становится неудовлетворенность жизнью, и как следствие попытка уйти от проблем любым доступным способом. 

Проблемы остаются, а дети уходят. И как правило бегство от реальности в наши дни происходит в интернет, огромный ресурс, где можно с минимальными затратами найти подходящее для себя увлечение: игры, музыку, соцсети, кино и многое-многое другое. Это способствует отдыху, приносит массу удовольствия и расслабляет – создает, своего рода, зону комфорта, которую не хочется покидать.

Как правило в интернет сбегают дети, которые не находят должной поддержки и внимания у родных и друзей. Недостаток внимания и нехватка общения вынуждают искать единомышленников за пределами реальности, в которой обитает ребенок.

Однако, избыток внимания, также может стать причиной побега и поиска убежища, личного пространства. Если родители продолжают контролировать подростка и следить за каждым его шагом, интернет становится тем самым местом, где можно побыть одному и делать то, что ты хочешь, а не то, что хотят от тебя другие. 

Кроме того, исследования показали, что склонность к эскапизму тесно связана с характером индивида, так например экстраверты менее подвержены к побегам от реальности в виртуальный мир, чем интроверты, которые с легкостью находят там пристанище. 

эскалпизм

Жизнь в виртуальности

Жизнь в интернете – это жизнь без лишних сложностей и проблем, без вызовов и нежелательных контактов. А самое главное в ней практически нет противоречий. Там все просто и понятно. Несмотря на то, что интернет — это колоссальный источник информации, это же и то место, где можно от нее абстрагироваться, просто выбрав интересующий тебя сегмент: игру, сообщество, соцсеть. Информация за пределами тематики погружения к ребенку практически не проникает. 

Самая большая опасность интернета заключается в “зависимости”. Поиск спасения на просторах мировой сети делает детей зависимыми от виртуального пространства, вопрос лишь в степени этой зависимости.

Считается, что наибольшую зависимость взывают онлайн-игры, они привязывают к себе детей быстрее, чем другие “убежища” и этому есть логичное объяснение. Психика подростков недостаточно устойчива и легко подвержена влиянию. Игры разрабатываются психологами и нацелены на получение пользователями удовольствия и положительных эмоций.

В общем, игры дают то, что так необходимо личности для получения удовлетворения. Помимо желанных бонусов и наград, игры обеспечивают общение с другими людьми, единомышленниками, и позволяют создать идеального себя.

Жизнь в виртуальности

Новое идеальное “Я”

Не важно, будь то игра, социальная сеть или сообщество, в интернете есть возможность “создать” себя заново, скрыть что-то нежелательное и выставить напоказ то, что может принести “признание” в интересующих тебя кругах. Казалось бы, за каждым аккаунтом стоит живой человек со своим именем и фамилией, но нередко это единственное, что объединяет реального человека и его виртуальную жизнь, а зачастую и эти простейшие и очевидные вещи далеки от реальности. 

В играх, помимо возможности создания идеального психологического образа, можно создать еще и образ физический. Этим ситуация усугубляется.

Ребенок начинает воспринимать себя, как персонажа игры. Со временем реальность стирается и отражение в зеркале уже не кажется ребенку родным. Он становится тем персонажем, за которого играет, а игра становится второй, если не первой, главной реальностью. Это и есть эскапизм в чистом виде.   

Чувство собственной важности

Казалось бы, ответственность и интернет – понятия несовместимые. Не ужился в одном месте, перешел в другое. Но нет, бывает наоборот. Несмотря на виртуальность пространства, люди в сети сидят реальные. А онлайн-игры – пространства, где необходимо постоянно находиться в команде. Они заменяют ребенку такие недостающие компоненты, как общение, доверие, ответственность и значимость.

Играя в команде, ребенку ничего не остается, кроме как довериться товарищам. При этом он также понимает, что это доверие обоюдное, он и команда связаны.

Отсюда возникает ответственность и необходимость быть на уровне, не отставать и не подводить коллектив. Этот же аспект вселяет в подростка чувство собственной важности и необходимости в виртуальном мире, что еще больше затягивает и уводит его от реальности. Естественно, это пагубно сказывается на учебе, живом общении и отношениях в семье.

Чувство собственной важности

Признаки побега от реальности в виртуальные миры

  1. Нахождение за компьютером приносит ребенку больше счастья и радости, чем любые другие занятия.
  2. Невозможность заставить ребенка оторваться от экрана, а сам он попыток к этому не предпринимает.
  3. Опустошенный вид ребенка после выключения компьютера.
  4. Время, проводимое ребенком за компьютером, увеличивается, а успеваемость падает.
  5. Компьютер – центр вселенной ребенка. Все остальные элементы и составляющие его жизни отошли на задний план.

Чем чревато такое поведение?

Иногда, даже взрослым людям тяжело справляться с навалившимися трудностями, и они на время вынуждены менять обстановку, погружаться в чтение книг или искать новые хобби. Так чего же ждать от детей и подростков, мир которых полон опасностей и неизвестностей на каждом шагу?

Эскапизм не значит плохо, иногда он дает возможность перевести дух и набраться сил для движения вперед. Детям, так же как и взрослым, необходим перерыв, и в побеге в интернет нет ничего страшного, но ровно до тех пор, пока это поддается контролю.

Неконтролируемый побег в «убежище», который проявляется в 5 пунктах, обозначенных выше, – повод бить тревогу. Появление вышеперечисленные признаков эскапизма, ни к чему хорошему в дальнейшем не приведет. Результат такого неконтролируемого побега будет плачевным. 

Бегство в виртуальный мир приведет к потерям всех реальных связей и контактов и непременному разрыву межличностных отношений в семье и с друзьями. Кроме того, со временем ребенок утратит способность к творчеству и разучится созидать, что сделает его пассивным потребителем удовольствий.

Также, несмотря на физическое взросление, подросток так и останется подростком на эмоциональном и психологическом уровнях. Это негативно скажется на становлении его личности.

Не научившись решать простые задачи в детстве, не обладая способностью преодолевать сложности и преграды на своем пути и сражаться за “свою правду”, человек вырастет инфантильным и совершенно не готовым к жизни. 

Это суровая правда, но это не значит, что с этим ничего нельзя сделать.

Как избежать эскапизма

Как избежать эскапизма?

Как уже было сказано, полностью избежать эскапизма невозможно, и иногда всем требуется перерыв. Важно предотвратить неконтролируемый побег от действительности и замену реального мира виртуальным. Если ребенок проявляет признаки потери связи с настоящим миром, а виртуальные герои и проблемы волнуют его больше, чем собственные, стоит отнестись к этому серьезно.

Избежать появления эскапизма и ухода ребенка в интернет с головой помогут четыре простых, но важных совета:

  1. Ограничить время нахождения за компьютером.

    Ограничить, не значит установить жесткие рамки. Рамки должны быть, но плавающие. Если учеба требует компьютера, время ребенка на отдых за просмотром фильма и общением с друзьями через соцсети никуда не меняется. Приход друзей тоже может стать послаблением временных рамок сидения за компьютером. Однако, важно понимание ребенка: компьютер и отдых не должны влиять на учебу, мешать выполнению домашних работ и сну.
  2. Ребенок не должен оставаться наедине с компьютером физически.

    Компьютер лучше всего ставить в зале, чтобы ребенок не оставался с ним наедине. Такой шаг позволит не только приглядывать за ребенком, но и быть непосредственным участником его жизни. 
  3. Ребенок не должен оставаться наедине с компьютером психологически.

    Запретом использования гаджетов в этом случае делу не поможешь. Уход от реальности на просторы интернета –  протест против окружающего, и запрет увеличит зависимость. Как известно запретный плод сладок. Задача взрослого, понять, что привлекает ребенка в интернете, чем он увлекается и чего ему не хватает. Увлечения ребенка – связующее звено между ним и родителями. Обсуждайте, но не осуждайте, это вызовет доверия и поможет избежать эскапизма, а также откроет глаза на потребности подрастающего индивида. Так например, если ребенок играет в шутеры, значит он черпает оттуда адреналин, предложите ему заняться спортом. А если зависает в социальных сетях, вероятно, ребенку не достает общения, тогда попытайтесь создать группу единомышленников из детей друзей или соседей, но не в коем случае не навязывайте дружбу.
  4. Альтернативное времяпрепровождение за компьютером.

    Необязательно требовать от ребенка бросить компьютер, предложите альтернативные занятия без отрыва от любимого экрана. Например, найдите курсы компьютерной графики или программирования. Такие курсы, конечно, сблизят подростка с компьютером, но при этом откроют новые горизонты и принесут пользу. Ребенок научится создавать то, чем увлекается и восхищается.

И помните, интернет и компьютер – это не всегда плохо, главное, чтобы в меру.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: