«Эмма» или «мама»? Что такое дислексия у ребенка и как с ней работать

В России не любят обобщать диагнозы. У нас дислексия стоит особняком, а неподалёку расположились дисграфия и дискалькуляция. Что представляют из себя расстройства с названиями как в сказке «Страна невыученных уроков» и как одержать победу в стычке с языковыми трудностями, расскажет логопед и мама восьмерых детей Ольга Иванова.

Дислексия отечественная и иностранная

В Европе, рассказывает Ольга, дислексия это весь спектр проблем с освоением и использованием языковых и печатных символов. В то время как в России это именно детское расстройство, подразумевающее сложность в обучении алфавиту и чтению.

Самая частая причина дислексии это родовая травма, кислородное голодание малыша в родах, рассказывает Ольга. Также влияет наследственность и некорректное обучение чтению в раннем детстве.

Когда родители заставляют ребенка читать против его воли, запугивают и используют другие запрещенные приемы, у малыша включается защитная реакция, он упорно не хочет запоминать буквы и складывать их в слоги и слова.

Поэтому с обучением чтению нужно быть очень деликатными и строить процесс на основе игры.

Языковые центры и пространственное восприятие

Основная причина дислексии это особенности развития центральной нервной системы, а также структур задних отделов левого полушария головного мозга. Согласно исследованиям, зона чтения возникает в веретенообразной извилине головного мозга. Она активна, когда человек учится читать. Но её связи с другими языковыми отделами, например, с анализаторами зрительным, слуховым формируются заранее. Ученые утверждают: до той поры, пока чтение не станет актуальным, возможно, эта зона эксплуатируется другими задачами.

У дислектиков могут проявляться интересные суперспособности. Например, более совершенное пространственное и визуальное восприятие к такому выводу пришли английские ученые. Исследователи объясняют это компенсаторными механизмами мозга.

Как узнать о проблеме

Ольга рассказывает: наиболее подвержены дислексии дети младшего школьного возраста. Среди главных симптомов ошибки, повторяющиеся раз от раза во время чтения, например, смешение звуков, чтение по буквам, аграмматизмы (неспособность сложить и воспринять предложение считается, что у взрослых людей, страдающих аграмматизмами, есть повреждения головного мозга в районе сильвиевой борозды) и т.д.

Возможно говорить о дислексии и стоит проконсультироваться со специалистом, если ваш ребёнок:

  • с трудом учится читать,
  • не хочет читать вслух,
  • не может освоить произношение,
  • переставляет местами буквы в словах,
  • не понимает текст, который читает,
  • с трудом узнаёт известные слова,
  • рядом пишет одно и то же слово по-разному,
  • ошибается в орфографии и грамматике,
  • не запоминает слова, номер телефона, результат игры.

Какая бывает дислексия

Дислексия делится на оптическую, фонематическую, аграмматическую и семантическую.

При оптической трудно запоминаются и смешиваются графически сходные буквы, например, в и з, т и г, р и ь, п — н — и.

Фонематическую дислексию характеризует недостаточное развитие системы фонем ребёнка. То есть ребёнок путает близкие по звучанию звуки, например, ж и ш, с и ш.

При аграмматической форме человек меняет (неправильно) окончания по падежам и числам, не может согласовать по родам, числу и падежу существительные и прилагательные (интересное сказка), у него не получается разобраться в глагольных окончаниях в прошедшем времени в третьем лице.

В случае семантической дислексии ребёнок не понимает прочитанного слова, предложения, а читает при этом верно.

Коррекция дисклексии

Возможности мозга удивительны, делится Ольга. И за счёт компенсаторных процессов, дозревания некоторых отделов головного мозга, родительского внимания и регулярных занятиях по коррекции, ребёнок сможет успешно учиться. Как вы можете ему помочь?

Легко освоить чтение помогает мультисенсорный метод. Это когда мы задействуем все виды анализаторов, все органы чувств, подключаем к обучению зрение, слух, тактильные ощущения. Например: букву слепили вместе с ребёнком, нарисовали, поймали, спрятали, покатали, вместе с ней полетали и добавили положительных эмоций. Обязательно похвалили, порадовались успехам малыша.

Лабиринты. Их обожают и взрослые, и дети. В игровой форме развивают оптическую зоркость, умение видеть на несколько шагов вперёд и, конечно, выходить из тупиков.

Учебные пособия Г.М. Зегебарт, серия Учение без мучения советует Ольга. Они грамотные и методически продуманные: дети с удовольствием по ним занимаются и делают большие успехи. Проверено на многих учениках, добавляет специалист. На моих глазах двоечники становились хорошистами благодаря методике Галины Михайловны. Вставить пропущенную букву, поиграть в учителя и найти ошибки в словарных словах, угадать недописанную букву, разделить слитно написанные слова и другие увлекательные задания вам предстоит выполнить вместе с ребенком.

Ещё один талантливый японский невролог Рюта Кавашима облегчил школьникам и взрослым жизнь своей уникальной системой развития интеллекта и памяти. 10 минут в день и память ребенка заметно улучшится.

Режим и темп

Не нужно вторгаться во вселенную ребенка и насильно насаждать свои знания, советует Ольга.

Нужно помнить одно золотое правило: в дошкольном возрасте всё-таки доминирующая деятельность игровая, а не учебная. Поэтому все обучение должно проходить в игровой, динамичной форме со сменой видов деятельности.

Почитали, порисовали, потанцевали, полепили. Заканчивать занятия нужно раньше, чем ребенок устанет, тогда он с удовольствием будет ждать продолжения совместной деятельности с родителями.

Учимся правильно

Эмма или мама? Какое первое прочитанное слово вы хотели бы услышать от ребёнка? Чтобы не оказаться тетушкой Эммой (если это, конечно, не ваше имя), лучше учить с ребёнком буквы без призвука. Кратко называем звук М, П, Т без эм, пэ, тэ. Тогда ребенку легче будет соединять гласную с согласной. И это не единственный камень преткновения в освоении чтения.

Дети любят перепрыгивать от начала сразу к концу слова, читать справа налево, теряют строчку, а иногда и страницу. Начали на одной странице, отвлеклись, посчитали ворон, вернулись в книгу и продолжили читать абсолютно на другой странице. Пониманием только что прочитанного в начале обучения могут похвастаться только избранные гении. Поэтому нужен океан терпения и любви, прежде чем ребёнок прочитает вам сказку перед сном. Ошибки свойственны всем детям, просто в ряде случаев необходимо корректировать их осознанно и с логопедом.

Сложности с письмом и счетом

С течением времени дислексия при отсутствии коррекции или ее неэффективности чаще всего переходит в дисграфию и дискалькулию. Признаки у дискалькулии практически те же, что и у дислексии, просто замените слово чтение на счет. Но есть и особые, как например, ребёнок может сосчитать искомое только по пальцам, не получается овладеть самыми простыми приёмами арифметики, не понимает, что значит больше и меньше, равно, не может разобраться в таблицах и графиках, плохо запоминает цифры и условия задач, любую числовую информацию, не усваивает математических основ бытовых операций.

У взрослых иногда сохраняется нарушение понимания прочитанного и низкая скорость чтения, особенно если человек мало читает. С дисграфией можно бороться, например, также по методике Г. М. Зегебарт, рассказывает Ольга.

Не учите слишком рано

Сегодня бум раннего развития как освоения академических наук проходит, и множество мам и детей наконец-то могут вздохнуть спокойно. На волне натурпедагогический подход детство чтобы резвиться, интуитивное питание и воспитание и прочие радости без учебников. Не берусь утверждать, что это идеально для всех и всегда. Но открытия ученых зачастую стоят за такое положение вещей.

Давно известно, что большая часть нейронных связей образуется в мозге до 3-х лет. В том числе образуется и центр мозга, который заведует чтением и письмом. Но это лишь подготовительные работы чтобы в нормальном режиме, с 5 до 8 лет, осваивать устный и письменный литературный язык. А в первые годы жизни ребёнку вполне хватит игр и освоения устной разговорной речи.

Главное в начале считают современные педиатры и педагоги, это помочь сформировать человеку пространственное представление: о своем теле, а затем обо всем, что встречается в мире. Второе обеспечить адекватное физическое развитие, т.е. питание и движение. А если вы хотите внедрять грамоту в жизнь младенца, делать это надо только в форме игры.

Как избежать недоразумений в самом начале занятий с прописями и букварем, чему учить раньше письму или чтению и во сколько лет начинать выясняем вместе с детским психологом в этом материале.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: