Кроме родителей, в жизни детей есть и другие взрослые, которые проводят с ними много времени и оказывают на них существенное влияние. Первыми в этом списке, как правило, становятся воспитатели в детском саду. Мы решили узнать у девушек, выбравших эту профессию, каково это — воспитывать чужих детей.
Елена, Санкт-Петербург
Воспитатель в логопедическом детском саду-гимназии
Я в профессии по любви, обожаю детей. После окончания пединститута долго не могла хорошо устроиться, поработала и продажником, и офис-менеджером, но потом, благодаря знакомствам, все же попала в очень хороший садик.
После пяти лет работы, кроме бесконечной любви к детям, меня уже ничего не держит в профессии. Потому что сама система убивает все желание быть хорошим педагогом.
Во-первых, очень много бумажной волокиты. Сделать ее во время рабочего дня нереально, я еще в первый год работы оставила эти попытки. Приходится брать домой. И вот ты пишешь, пишешь, пишешь, заполняешь бесконечные бланки и отчеты, а назавтра встаешь в 5:30 и идешь к детям с гудящей головой. И попробуй заполни что-то не так! Проверка, вызов на ковер и депремирование. Хотя все понимают, что эти бумажки формальности. Но они крадут наше время у живых детей.
Потом родители. Сад у нас логопедический, это значит, что каждый, абсолютно каждый ребенок с особенностями. Но почти всех можно отправить в первый класс уже как обычных детей, если заниматься. Вкладываться, сидеть, повторять. Да, трудно. Но мы ведь даже не просим родителей изобретать велосипед. Хотя бы закрепляйте то, что даем в садике мы (а у нас действительно стоящие занятия).
И что я слышу в ответ? Некогда мне с ним заниматься, Я его в сад отдала зачем? Работать за меня вы будете?, Ой, да старшая тоже плохо говорила! Выросла и нормально все!
А мне тяжело, больно смотреть на запущенных детей. На детей, которые в четыре года не умеют держать карандаш и ножницы. Которые не умеют пользоваться туалетом. Которые не могут посидеть на месте даже пять минут, срывая занятие всей группы. И у которых речь на уровне двухлеток. Я знаю то, что не понимают или не хотят понимать родители чем больше времени мы упустим, тем сложнее потом будет ребенку догнать сверстников.
Миллион раз, чувствуя свое бессилие, говорила себе: Все, ухожу!, но на следующее утро я снова вставала и шла к ним. И они дают мне все любовь, силы, смысл.
Не романтизируйте профессию воспитателя. Это адский труд, оправдывает который только огромная любовь к детям. И спасибо тебе скажут только они, да и то не все. Денег тут не заработать даже я, работая в очень хорошем учреждении, получаю столько, что в отпуск езжу не каждое лето. Карьеры тут не сделать тоже.
Какая там фраза стала крылатой: Учитель это призвание? Да, так и есть.
Надежда, Ижевск
Воспитатель
Работаю воспитателем шесть лет.
Выбор профессии был прост мне нравилось находиться с детьми, общаться с ними. И нравилось изучать их психологию. Еще во время учебы в школе мой молодой человек подарил мне книгу по детской психологии, я совсем загорелась и в том же году без проблем поступила в педагогический колледж. И уже в годы учебы работала в дошкольных учреждениях.
И мне по-прежнему нравится моя работа, именно сама работа с детьми быть с ними рядом, играть, дурачиться.
А вот сложности возникают скорее в работе с родителями. Очень много, к сожалению, родителей с завышенными требованиями к дошкольному учреждению, которые со своей стороны не желают вкладываться в ребенка.
К счастью, мне повезло у меня не было больших конфликтов с родителями. Но знаю истории, где доходило до увольнения педагога по собственному желанию.
Как в любом госучреждении, у нас полно по сути бессмысленных мероприятий, которые требуют личного времени и совсем никак не поощряются. В придачу в свой выходной я обязана выйти, например, на уборку территории вокруг сада.
По моему мнению, система детских садов не зло, но она явно не совершенна. Многое упирается именно в финансирование. Можно было бы улучшить оборудование, методические пособия, обучение педагогов. Да, сейчас это все есть, но далеко от идеала.
Для ребенка в систему, лично мне, хотелось бы добавить разнообразия. Изо дня в день мы выполняем одно и то же, практически без изменений. Моя дочь, например, быстро утратила интерес к садику, с мамой ей гораздо веселее.
Ну а для родителей детский сад это огромный плюс. Если ребёнок в саду, значит, с ним занимаются, любят и оберегают. И не следует забывать о самом важном социализации ребёнка, которая развивается именно в детском коллективе.
Анонимно, Москва
Я работаю в детском саду для детей иностранцев.
Расписание у нас не как в обычном детском саду малыши под присмотром с раннего утра, но уходят домой после обеда. День состоит из Монтессори-сессии: работа с материалами, чтение, групповое занятие в круге, свободного времени и активити, которые меняются каждый день: готовка, фитнес, арт, музыка.
В группе до 15 человек детей два педагога.
Иногда организуем детвору более консервативными способами по типу русских заведений насколько я знаю, в русских садах всё по принципу дети сели, дети встали. Но в нашем саду акцент на индивидуальный подход и поддержку: Ты прекрасно выглядишь!, Отличная работа, малыш!, Чем ты хочешь заняться сегодня?. Хотя по-английски это звучит не так оценочно, я полагаю.
Расписание есть и у нас, но не жесткое. Строго по времени только прогулка, ланч и уход по домам.
Смысл моей работы как Монтессори-педагога в том, что учитель не в центре, а рядом. Идет за ребенком, помогает, поддерживает.
В основе positive thinking или позитивное мышление во всей красе одобрение любых каляк-маляк это чисто американский подход, в их садах и началках все именно так. Ну, это в идеале, конечно.
Дети любят сад, не хотят пропускать. Упор здесь на социализацию, свободу выбора, а уж потом на знания. При этом, в системе Монтессори дети в 3-4 года уже умеют писать и читать. И, с точки зрения методики, это лучший возраст для старта, в 6-7 уже поздно.
От воспитателей ребенок должен получать заботу, психологический и физический комфорт и обучение. Хотя, тут вернее будет сказать внедрение прочного навыка заботиться о себе. Один из главных принципов Помоги мне сделать это самому. И знаете, ребёнок в три года отлично о себе заботится: еда, туалет, одевание, выбор материала для игры и развития. Напомню, что классических игрушек в системе Монтессори нет.
Иногда мы даже пишем письма родителям об успехах их детей. Но это, скорее, по желанию.
Безусловно, работа с иностранными клиентами это другой уровень. Обучение достаточно дорогое. Особенно сейчас, когда курс опять вырос. И все равно, в сравнении с русскими садами у нас все очень круто. Другой уровень комфорта. Клиенты улыбаются, да вообще все улыбаются. А то, что у педагогов внутри, остается за стенами сада.
Анастасия, Славянск-на-Кубани
Воспитатель и логопед
Работаю воспитателем около 5 лет, хотя по образованию учитель русского языка и литературы. Пошла работать только потому, что у нас очень напряженно с работой, выбора нет. Логопедом работаю только год, занимаюсь на дому.
А самое сложное в работе с детьми это, простите за игру слов, работа с их родителями. Бывает сложно, а то и невозможно объяснить некоторым супер-мамашам, что иногда дети падают, кусаются, плачут. Что могут вымазаться на прогулке, как поросята. Что от соски желательно отучать не в 10 лет и памперс хорошо бы снять до получения ребенком паспорта.
Конфликты с родителями бывают у всех воспитателей, потому что, как ни старайся, всем не угодить. Одному жарко почему не сняли курточку? Второму холодно почему не одели?
Тем не менее, для детей садик это, конечно, польза. Они учатся находиться в обществе, вырабатывается дисциплина. Хотя считаю, что если ребенок посещает какие-то развивающие занятия, можно обойтись и без сада.
Минус именно нашего сада это, увы, отвратительное питание. Поварам на кухне дают картошки на ведро меньше, чем положено, и говорят просто добавить побольше воды. И так со всеми продуктами. Хотя сын мой говорит, что все вкусно, кроме рыбы.