8 принципов, которые помогут развивать ребенка без вреда для его психики

Почти у каждого советского и пост-советского ребенка есть фотография: он читает стихотворение на табуретке, рядом — довольный родитель. И почему-то немногие задаются вопросом: а нормально ли это? И хотел ли ребенок на эту самую табуретку? Как развивать способности ребенка, не навредив нежной детской психике, мы расспросили детского психолога и педагога Анастасию Перминову.

1. Не путайте свои амбиции с интересами ребенка

Если родителям свойственно выбирать за ребенка хобби и секции, это говорит об их нереализованных амбициях. Всё просто: оставьте ребенку выбор и помогайте ему учиться этот выбор делать, рассказывает Анастасия Перминова.

Что делать, если хочется, чтобы ребенок изучал все и сразу? Развиваться самим. Грезите 7 языками выучите вначале сами парочку. Умиляетесь игре на скрипке одолейте несколько гамм. Интересное для родителей дело вдвойне увлекательнее для детей.

Меня в детстве почти силком отправляли на скрипку. Да, умею играть, но берусь без интереса. А интерес для ребенка гораздо важнее умения, тем более столь специфичного, говорит Анастасия.

2. Не сравнивайте предыдущие поколения и это

За последние 50 лет цели и постулаты детского развития и образования в обществе несколько раз сильно менялись.

В середине 20-го века задачей обучения было получать выпускников в меру умных, трудолюбивых, честных и патриотичных, говорит Анастасия. Затем росло наше поколение будем честны, на дворовых играх, почти без развивашек и репетиторов. В начале нулевых с появлением стабильности и интернета в моду вошли бесконечные дополнительные развивающие занятия на любой вкус и кошелек. В последние годы родители хотят создать ребенку интеллектуальный фундамент: подразумевая, что они вложат в ребенка максимум а дальше будет его выход.

Опасность сегодняшней тенденции в том, что зачастую не учитывается возраст ребенка и особенности его эмоционально-волевой сферы. В итоге мы получаем детей с тревожными расстройствами, фобиями, нарушениями психики но все это, да, на фоне высокого уровня интеллекта.

Другая крайность не заниматься с детьми вообще, уверяя себя, что мы как-то выросли, а значит, и с нашими детьми все будет в порядке. Не стоит равнять сегодняшних детей с прошлыми поколениями. Если сегодня у вас есть возможность поддержать интересы и способности ребенка, это здорово, и нужно это делать. При этом не стоит воспринимать все, что связано с развитием, как панацею. Учитесь чувствовать ребенка без оглядки на опыт воспитания наших мам, бабушек и соседей.

3. Не перегружайте

Для ребенка младше двух лет нет ничего важнее, чем любовь и забота мамы она помогает сформировать доверие к миру и чувство позитивной уверенности. Чаще обнимать ребенка и делать что-то вместе в этом возрасте важнее, чем водить малыша на кружки раннего развития.

Что касается детей старше 2-х лет, здесь тоже нужно понимать, подъемен ли конкретный тип нагрузки для вашего ребенка. Если во время занятия или после него учащаются истерики, у ребенка ухудшается сон, нарушается аппетит, возникает спонтанное агрессивное поведение возможно, детская психика пока не готова. Основной критерий правильности выбора типа нагрузки ребенок занимается чем бы то ни было с радостью.

4. Обучайте в игровом формате

Почему игровое обучение самое эффективное? Ребенку легче познавать мир через игру так он постоянно находится в поиске ответа на вопрос А что, если?

Игровой формат дает ребенку значительно больше, чем это кажется на первый взгляд: помимо развития познавательной деятельности, ребенок обогащает свои представления о мире, учится выстраивать коммуникацию, формирует культурное поведение, развивает эмоциональную сферу и тренирует мелкую моторику.

Все, что стоит делать родителю, позволять ребенку познавать мир: дать ему свободу движений, разрешать принимать участие в домашних делах (даже если это участие носит разрушительный характер) и минимизировать количество запретов.

Разумеется, родителям при этом важно заботиться о безопасности маленького человека: он должен знать, что существуют однозначные нельзя это, например, розетки и провода в доме, проезжая часть или чужие вещи, взятые без спроса.

5. Выбирайте правильные игрушки

Есть несколько лайфхаков, как найти игрушку, которая и разовьет, и заинтересует.

  • В детском магазине выбирайте так, чтобы покупка задействовала несколько сфер развития: например, речь и мелкую моторику, память и слух, мышление и творчество, рассказывает Анастасия.
  • Ограничьте потребление. Дайте ребенку немного времени, и, скорее всего, большую часть товаров, взятых с полок, он положит обратно. Совсем маленькие дети могут воспринимать магазины как большие игровые. Потому не полагайтесь полностью на сиюминутный выбор.
  • Обратите внимание на то, что ребенок любит делать. И учтите: для детей нет особой разницы, сколько стоит та или иная вещь.
  • Не стоит отбирать интересные малышу крышки от детского питания, заменяя их чем-то купленным, если ребенку было интересно. Лучше найдите в сети развивашку из крышек. Конечно, всегда стоит учитывать безопасность.
  • Еще один совет договаривайтесь о полезных подарках с родственниками и друзьями. Очень часто, приходя к детям, я вижу море игрушек заброшенные и густо покрытые пылью корзины, рассказывает Анастасия, ребенку с ними не интересно. А со списком родителей подарки станут полезными.

Как понять, полезна ли игра или игрушка:

  • Ребенок выбрал ее сам или проявил живой интерес, когда предложили.
  • Ребенок играет без дополнительных стимулов 5 и более минут.
  • После игры нервная система не перегружена.
  • Многофункциональность. Идеальный предмет, например, мяч его можно обнять, бросить, поймать, он удобный и не тяжелый, яркий и с ним есть бессчетное количество игр.
  • Ребенок доволен результатом и у него получается.
  • Игрушка растет вместе с ребенком (эволюционирует, обретая новые роли в игре).
  • Ребенок уравновешен и доволен.

6. Не устраивайте гонку за результатом в любой игре желания ребенка первостепенны

Суть игрового познания в процессе, а не в результате. Иногда, забывая это, мы требуем от ребенка слишком многого и лишаем его интереса к игре.

Мы делаем это, например, вопросами зачем ты сломал башню, разбросал игрушки, кидаешь это?, или требованиями будь аккуратнее, не ломай, давай закончим что начали, или публичными демонстрациями покажи тёте, где птичка, а где кошечка, скажи, как тебя зовут и сколько тебе лет.

Ребенок может стесняться, злиться да просто не хотеть что-то делать, как и взрослый. Помните, что это его право.

7. Не забывайте про зону ближайшего развития

У любого растущего человека есть то, что он сам уже неплохо умеет, и то, чему вот-вот научится. Это вот-вот и есть зона ближайшего развития.

Почти бессмысленно учить читать двухлетку разумеется, если ваш ребенок сам не проявляет активного интереса к чтению. Зона ближайшего развития это то, в чем взрослый может оказать корректную поддержку, при этом позволить ребенку делать ошибки и добиваться результата самостоятельно.

Стоит учесть, что взрослые и дети не всегда понимают под успехом и результатом одно и то же. Для кого-то это съесть все пальчиковые краски и измазать шкаф, для другого аккуратно обвести контур в раскраске.

8. Помните про язык любви вашего ребенка

Каждый из нас выражает и воспринимает любовь по-разному. Изучить язык любви ребенка важно для того, чтобы правильно доносить до него простую идею: он любим и нужен.

Например, далеко не каждый ребенок нуждается в частых объятиях и прикосновениях так бывает, это просто не его язык любви. Но такому ребенку важно слышать от взрослого слова поддержки потому что именно так он считывает любовь родителя. И если ребенок не слышит этих слов, он чувствует себя нелюбимым и зачастую бунтует.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: