Развитие ребенка в 1 год 4 месяца

Шестнадцатимесячный возраст – время, когда у малыша формируется его характер, основные черты которого будут преобладать в течение всей последующей жизни. Ребенок уже может формировать свой собственный взгляд на то, какие действия ему нравятся, а какие вызывают недовольство и раздражение. В этот период родителям нужно продолжать учиться понимать своего малыша, чтобы взаимное общение доставляло как можно больше радости и улыбок.


Физическое развитие

Многим детям в 16 месяцев доставляет подлинное удовольствие рисование карандашами и фломастерами. Кроме альбомов для рисования в качестве полотен для юного художника могут выступать также мебель и обои. Малышу еще тяжело дается понимание того, что можно делать, а чего нельзя. Нужно объяснить ему, что мама и папа очень старались, делая ремонт в его детской, поэтому они очень расстроятся, если он будет продолжать рисовать на обоях. В любом случае, ребенок развивается, пробуя новые для себя занятия, а испорченные обои можно будет переклеить.

В этом возрасте малыши любят карабкаться на все доступные возвышенности, будь то кресло, лестница или мамины колени. Движения крохи еще не до конца скоординированы, поэтому некоторые вещи даются ему нелегко. Несмотря на это, детям присуще недюжинное упорство, с которым они снова и снова пытаются преодолевать возникающие перед ними препятствия.

Шестнадцатимесячный ребенок сможет самостоятельно встать с земли, не держась за стоящие рядом предметы или мебель. Если при ходьбе его заинтересует лежащий на полу предмет, ребенок способен присесть на корточки чтобы взять его, после чего самостоятельно встать без опоры.

Раздеваясь после прогулки, ребенок в 1 год и 4 месяца может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды. При одевании малыш помогает папе или маме, просовывая руку в рукав. Процесс одевания и раздевания уже не вызывают у него недовольства.

Малыш может выполнять небольшие поручения родителей по дому, вроде просьбы принести нужный предмет из другой комнаты или выбросить мусор в ведро. В данном возрасте малыша нужно приучать к пользованию зубной пастой. Если его реакция на данное действие крайне негативна, можно отложить чистку зубов на потом. Кроха все больше проявляет самостоятельность, причем, не только выражая свое «не хочу», а и совершая те действия, которые раньше он выполнял исключительно при помощи взрослого.

Питание

К 16 месяцам ребенок уже достигает того возраста, когда он может самостоятельно принимать решения, касающиеся выбора пищи. Малышу можно предложить на выбор несколько вкусных и полезных блюд, чтобы он мог съесть именно то, что наиболее соответствует его вкусовым предпочтениям. Как и раньше, ему хочется попробовать ту еду, которую он видит в тарелке родителей или других родственников в доме. Если малыш отказывается есть так необходимые для его полноценного развития овощи, не следует давить на него, а лучше собственным примером показать, как это вкусно.

Аппетит ребенка в этом возрасте несколько снижается по сравнению с предыдущими периодами, поэтому некоторое уменьшение месячной прибавки в весе не должно вызывать у родителей беспокойства. Согласно исследованиям, здоровый ребенок в таком возрасте никогда не останется голодным и попросит есть, когда того захочет. Также в 16 месяцев у малыша могут неожиданно поменяться приоритеты в еде. Если еще вчера он любил одни блюда, то сегодня предпочитает уже другие.

Чтобы научить сына или дочь правилам поведения за обеденным столом, нужно постараться хотя бы раз в сутки собираться для этого всей семьей. Если малыш не может высидеть за столом до конца завтрака или обеда, не нужно пытаться удерживать его силой. Детям такого возраста еще сложно концентрировать свое внимание на протяжении длительного времени, поэтому совместный прием пищи его может заинтересовать лишь на несколько минут. Тем не менее, эти минуты очень важны для того, чтобы ребенок понимал, что является частью дружной и любящей семьи.

В 16 месяцев ребенок уже должен принимать твердую пищу, поэтому родителям нужно напоминать ему о необходимости ее тщательно прожевывать, чтобы данный навык закрепился до автоматизма, так как это необходимо для обеспечения стабильного и здорового пищеварения.

Игры

В возрасте 1 года и 4 месяцев кроха продолжает познавать мир, проявляя недюжинное любопытство по отношению ко всему, что его окружает. Малыши обладают уникальной способностью превращать в игру все аспекты своего взаимодействия с окружающим миром. Так, при кормлении ребенок может перевернуть тарелку с едой, потому что даже этот опыт для него новый. Игровой процесс протекает у него естественным образом, помогая совершенствовать крупную и мелкую моторику, способности запоминать информацию и фантазировать.

Играя, ребенок изучает все доступное ему пространство в доме. Ему очень интересно, что лежит в шкафу или на столе, поэтому все тяжелые и просто опасные предметы нужно убрать повыше, чтобы малыш не смог к ним дотянуться. Как и в более ранние периоды, для малыша в возрасте 16 месяцев необходимо постоянно обеспечивать безопасность, чтобы он не травмировался, проявив излишний интерес к устройству электроприборов или во время исследования кухни.
Ребенок может самостоятельно проводить время с игрушками, строя небольшие башенки из кубиков и пирамидки. В этот период самое время знакомить кроху с разными геометрическими формами, объясняя малышу отличия между ними. Также ему уже можно объяснить разницу между предметами различной величины, а затем проверить, правильно ли малыш все усвоил. Для этого нужно положить перед ним несколько предметов и предложить взять самый маленький либо самый большой из них.

Во время игры на детской площадке малыши ревностно защищают свои игрушки, не давая их другим детям своего возраста. Родители могут объяснить ребенку, что разрешая другим играть своими вещами, он не отдает их на время, а не насовсем. В 16 месяцев любимыми игрушками крохи стают машинки (для мальчиков) и кукольные коляски (для девочек), а также мячи и крупные мягкие игрушки для детей обоих полов.
В этом возрасте дети очень любят ритмичную танцевальную музыку. Родители могут и сами почувствовать себя детьми, включив любимую мелодию и вволю подурачиться, пританцовывая со своим крохой.

Чтение

Для всестороннего и гармоничного развития ребенка маме и папе нужно продолжать читать ему детские книги. Если раньше книгу для чтения малышу выбирали родители, то теперь он может самостоятельно сказать, что именно хочет послушать перед сном. Нередко ребенок может на протяжении многих вечеров подряд просить прочитать одну и ту же сказку. В этом возрасте малыш уже в состоянии перевернуть страницу книги самостоятельно.

Прогулки

Чем взрослее становится малыш, тем интереснее ему и родителям совместно проводить время за прогулками на свежем воздухе. В 16 месяцев ребенок уже уверенно ходит и бегает, поэтому отправляясь на прогулку во двор, можно не брать с собой коляску. Для более длительных путешествий прогулочную коляску всё же необходимо взять, так как малыш может устать, или просто захочет поспать.

Планируя маршруты прогулок с шестнадцатимесячным ребенком, нужно отдавать предпочтение местам вдали от источников загрязнений и чрезмерного шума. Для этой цели лучше всего подойдут благоустроенные городские парки, удаленные от центральной части и промзон населенного пункта.

Если ребенка нужно оставить с дедушкой и бабушкой

В 16 месяцев малыша уже можно на короткое время оставлять на попечении дедушек и бабушек, если родителям по каким-либо причинам необходимо удалиться по собственным делам. При этом ребенку нужно обеспечить как можно большую безопасность, не уступающую по уровню безопасности в собственном доме. В первую очередь родителям папы или мамы нужно оставить номера своих мобильных телефонов, телефоны экстренных служб и телефон лечащего врача-педиатра ребенка.
Квартиру дедушки и бабушки нужно тщательно обследовать на предмет опасных предметов, при необходимости убрав их в недоступное для ребенка место. Нужно быть уверенным, что возраст не помешает представителям старшего поколения вовремя среагировать на быстрые действия ребенка.

Психоэмоциональное развитие

Как и в прежние месяцы жизни, поведение крохи не обходится без капризов и истерик. Нужно помнить, что большинство детей по сравнению со взрослыми сверхэмоциональны, а крики и истерики – порой единственный способ сбросить груз накопившейся энергии. Родителям в этом случае нужно сохранять спокойное расположение духа, не обращая большого внимания на эти особенности поведения малыша. Если папа или мама чувствуют, что в эту минуту ребенок нуждается в проявлении заботы и ласки, его нужно обнять и попытаться успокоить.

Память ребенка в данном возрасте уже достаточно развита, чтобы помнить события, произошедшие один день назад. Также он может не только запоминать, но и воспроизводить простейшие действия, совершенные другими. Наблюдая за своими родителями и другими окружающими его людьми, малыш частично копирует их поведение.

Речь

Словарный запас малыша уже вполне достаточен, чтобы хоть как-то рассказать родителям о своих предпочтениях и желаниях. Тем не менее, произношение ребенком большинства слов далеко не совпадает с тем, что привыкли слышать взрослые, поэтому между ним и родителями может возникнуть некоторое недопонимание. Маме и папе малыша не нужно огорчаться по этому поводу, так как его речевые способности прогрессируют с каждым днем, и уже скоро они легко смогут разобрать все слова своего чада.

Что должен уметь малыш в 1 год и 4 месяца?

Большинство малышей в шестнадцатимесячном возрасте умеют произносить простейшие двухсложные слова, самостоятельно играть в течение некоторого времени и запоминать действия, показанные родителям. Также они могут:

• собирать простейшие пирамидки и башенки из 2-3 кубиков;

• уверенно ходить и пытаться бегать;

• вставлять кубики с геометрическими фигурами в соответствующие отверстия;

• реагировать на ритмичную музыку или стихи, пытаясь двигаться в такт;

• проситься на горшок в дневное время суток;

• называть по именам родителей и ближайших родственников;

• уметь показывать свои части тела;

• продолжают учиться держать ложку.

Наблюдая за развитием своего крохи, родители часто сравнивают его умения и особенности поведения со сверстниками малыша – детьми друзей и подруг, родственников и просто знакомых. Как правило, подобные сравнения порождают у мам и пап неуверенность и излишние тревоги, которые в большинстве случаев не имеют реальных причин для беспокойства. Динамика развития каждого ребенка индивидуальна, поэтому если на данном этапе малыш еще не освоил какие-то действия, свойственные его сверстникам, он обязательно наверстает это в ближайшем будущем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: