Развитие ребенка в 1 год 3 месяца

К одному году и трем месяцам продолжается переход ребенка от рефлекторного взаимодействия с окружающим миром к осознанному. Переходный период будет длиться примерно до двухлетия малыша, сопровождаясь не только новыми успехами, но и очередными родительскими переживаниями и тревогами. К окончанию первого условного триместра второго года жизни можно подвести некоторые итоги и отметить основные тенденции в развитии ребенка, выделив первые особенности его формирующегося характера и зачатки личностных качеств.


Физическое развитие

Если сравнивать темпы увеличения веса ребенка в этом возрасте с предыдущими периодами, то они несколько снизились, как замедлился и рост малыша. Девочки весят в среднем 9-11 килограмм, а мальчики 10-12.

К этому возрасту кроха становится более активным, поэтому значительная часть его энергии уходит в движение. Вследствие всплесков двигательной активности малышу даже может не хватать энергии, в результате чего он будет быстро уставать. Чтобы ребенок не переутомлялся, родителям нужно так организовать его распорядок дня, чтобы периоды активных игр компенсировались дневным сном или спокойным отдыхом. Каждый ребенок обладает индивидуальными биоритмами, которые еще недостаточно стабилизировались.

В пятнадцать месяцев малыш продолжает развивать навыки ходьбы, пробуя выполнять различные комбинации движений. Ребенок уже более уверенно координирует свое расположение в пространстве, его движения становятся более легкими и плавными, чем в годовалом возрасте. Держа кроху за ручку, можно пробовать подняться с ним по ступенькам. Ребенок уверенно держит равновесие, перешагивая через небольшие преграды. Меняется и телосложение малыша. На смену припухлостям приходит подтянутость, так как ребенок вместо передвижения ползком начинает все интенсивнее ходить и бегать.

К этому времени ребенок уже умеет пользоваться ложкой и вилкой, хотя еще может разбрасывать еду по столу. Смотря на свое отражение в зеркале, малыш уже четко осознает, что видит себя, а не другого ребенка.

Если несколько месяцев назад ребенок еще не понимал, для чего родители усаживают его на горшок, то теперь в большинстве случаев он самостоятельно дает понять папе или маме, что готов сделать свои дела. Он может сказать об этом, либо показать на горшок рукой или даже попытаться самостоятельно сесть на него.
По сравнению с прошлыми месяцами жизни, ребенок спит более спокойно, но может проснуться ночью, если очень голоден или ему приснился страшный сон. Как правило, кроватка малыша все еще стоит в спальне родителей, поэтому малыш с комфортом засыпает и просыпается, зная, что его любящие родные рядом

Психоэмоциональное развитие

По истечении трех месяцев второго года жизни наблюдаются также значительные перемены и в психологическом развитии ребенка. Действия и желания малыша уже меньше подвержены рефлекторным проявлениям и приобретают все более обдуманный характер.

В возрасте пятнадцати месяцев малыш проявляет больший интерес к коллективным играм, не только наблюдая за другими детьми на улице, но и вовлекаясь в совместные занятия. Дети в таком возрасте могут вместе выкапывать ямку или строить песочные пирамидки.

В возрасте 1 года и 3 месяцев малыша можно приучать к несложным домашним делам – сложить в стопочку свои игрушки или убрать в шкафчик одежду. Родители могут своим примером показывать крохе несложные бытовые действия, которые малыш в скорости начнет повторять.

Общение

В 15 месяцев ребенок может оперировать словарным запасом из 20-30 слов, но понимать гораздо большее их количество. Со временем его речь будет пополняться новыми фразами, услышанными от родителей, из ближайшего окружения или даже по телевизору. Разобрать речь малютки могут не только родители, но и посторонние. Иной раз услышанная ребенком и сказанная им фраза приобретает совсем другое звучание, так как малыш мог по-своему интерпретировать ее первоначальное произношение.

Чтобы ускорить развитие связной речи малыша, нужно чаще разговаривать с ним. Так, на прогулке можно показывать ребенку различные предметы из окружения, рассказывая о них на понятном ему языке. Разговаривая с ребенком, не стоит коверкать слова и подражать «детскому» произношению. Нужно говорить четко и внятно, чтобы речь малыша формировалась правильно. Новые для него слова можно повторить несколько раз.
В этом возрасте уже можно понемногу учить малыша вежливости и объяснять общепринятые правила поведения в обществе. Ребенку рассказывают, что при встрече нужно здороваться, при расставании прощаться, а за подаренную игрушку или вкусный мамин обед нужно обязательно сказать слова благодарности. Обучая кроху правилам приличия, нужно и самому подавать пример, демонстрируя малышу, как нужно вести себя в обществе других людей.

Чтение

В год и три месяца ребенок уже начинает понимать незамысловатый сюжет детских сказок, поэтому родители могут завести полезную привычку вечернего чтения своему малышу. Слушая перед сном сказки, ребенок быстрее засыпает. Теперь он знает как самостоятельно перевернуть страничку, хотя может и порвать ее, слишком сильно потянув к себе.

Покупая книги для чтения ребенку, следует отдавать предпочтение широкоформатным изданиям с красочными и яркими иллюстрациями. Можно проводить время с малышом, показывая ему на картинках различные предметы, а после попросить повторить, как они называются.
В отличие от чтения и рассматривания картинок, большинство детских врачей не рекомендуют усаживать детей в таком возрасте перед телевизором, занимая внимание чада мультиками или развивающими фильмами. Время, подходящее для просмотра видео, наступит позже, а в данном возрасте оно может отрицательно повлиять на психоэмоциональное состояние малыша.

Развитие мышления

В этом возрасте к ребенку приходит понимание причинно-следственных связей. Он узнает, что если столкнуть вещь со стола, она непременно упадет на пол. Также ребенок старается держать равновесие при ходьбе, зная, что при падении он может удариться.
Если ребенок всё чаще проявляет недовольство, негативно реагируя на замечания взрослых, папе и маме нужно стараться реже использовать прямые запреты, заменяя их просьбами и пожеланиями. Общаясь с ребенком, родителям нужно в любой ситуации сохранять спокойствие и ни в коем случае не срываться на малыше, даже если позади был трудный рабочий день.

Пятнадцатимесячному малышу можно объяснять некоторые простые вещи. Дети в таком возрасте не способны надолго запоминать большую часть информации, поэтому не лишним будет напомнить крохе сказанное ранее. В этом возрасте малыши проявляют интерес ко всему, что их окружает. Они как губка впитывают в себя новую информацию, наблюдая за людьми, животными и предметами.

Ребенок уже знает, что если папа ушел утром на работу, вечером он обязательно вернется. Малыш теперь не капризничает, если кто-то из родителей удалился по своим делам в другую комнату, так как понимание того, что разлука произойдет лишь на короткое время, дает ребенку уверенность в собственной безопасности.
Если поведение малыша может являться поводом для гордости, нужно обязательно похвалить кроху. Искренняя похвала вызовет у ребенка хорошие эмоции и станет стимулом и дальше вести себя хорошо. При этом нужно соблюдать тонкую грань, отделяющую уместную похвалу от чрезмерной. Частая похвала может дать толчок еще большему развитию у ребенка эгоцентризма, который и так присутствует в характере и поведении практически каждого малыша такого возраста.

Игры с ребенком

Проводя вместе с малышом время за играми, нужно уделять внимание всеобщему развитию ребенка, подбирая игрушки разносторонней направленности. Любимыми игрушками у ребенка в этом возрасте могут быть разноцветные кубики, пирамидки, простейшие конструкторы, куклы и мягкие игрушки, фигурки фруктов и животных, машинки и паровозики. Играя с ребенком, можно на ходу придумывать незамысловатые истории, героями которых будут его любимые игрушки. Уровень развития ребенка можно определить по тому, как он ведет себя во время игры. В возрасте одного года и трех месяцев малыш умеет:

• проецировать бытовые действия на игровых персонажей (например, кормить кукол);

• копировать действия взрослых, в том числе подражая их жестам и мимике;

• различать игрушки по цвету и размеру;

• знать основные геометрические фигуры, уметь выделять круг, шар или треугольник.

• собирать и разбирать пирамидку, игрушку с вкладышами или специальный развивающий конструктор.

Ребенок уже играет в песочнице с другими детьми, поэтому принесенные с собой игрушки мгновенно становятся общими. Ребенок будет ревностно отстаивать право собственности на любимые вещи, что может вылиться в драку. Нужно объяснить малышу, что драться нехорошо, прививая миролюбивое отношение к другим детям и животным. В то же время, если у крохи существует привязанность к определенным игрушкам, нужно для уличных игр брать с собой те, которыми не жалко и поделиться.

Гуляя с ребенком на детской площадке, вполне можно начинать катания на каруселях и качелях. Конечно, ребенка ни в коем случае нельзя усаживать одного без страховки или поддержки взрослого. Проводя время в парке, можно прокатиться с ним на детском паровозике. Гуляя с отцом, дети получают неподдельный восторг, путешествуя верхом на папиной шее, при этом малыша нужно крепко и надежно удерживать, чтобы не допустить его возможного падения с высоты.

Если родители замечают, что сын или дочка начинают подражать им в поведении или манере разговора, нужно с этого момента тщательно следить за собой, не совершая действий, которые не хотелось бы увидеть в исполнении собственного ребенка.
Особое место среди детских вещей занимают мягкие игрушки. Ребенок может проявлять к ним нежность, засыпать в обнимку, разговаривать, и даже наказывать, если плюшевый медвежонок или кукла в чем-то провинились. С любимой мягкой игрушкой кроха делит свои невзгоды и радости, поэтому пытается брать ее с собой на прогулку, или даже собираясь в гости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
yavsemogu.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: